Какая игровая консоль круче: PlayStation 5 или Xbox Series X?

Сейчас можно сказать, что завеса тайны немного спала с обеих загадочных консолей следующего поколения. Microsoft показала миру, как будет выглядеть Xbox Series X снаружи и внутри, а также рассказала о ключевых особенностях своей приставки. А Sony ещё в прошлом году рассказала о некоторых особенностях PlayStation 5 и продолжила делать это в ходе недавнего выступления ведущего инженера PlayStation 5 Марка Сёрни, нацеленного разработчиков игр. И в этот момент в интернете начались такие бурления говн, что лично мне стало немного не по себе. Старые добрые, холиворы и срачи фанбоев снова стали модными? Давайте же разберёмся, какая из приставок всё-таки будет круче: PlayStation 5 или Xbox Series X?

Если с Xbox Series X всё и так понятно, то Sony продолжала хранить молчание о своей консоли до последнего. Даже сегодня мы не знаем о PS5 практически ничего. Кроме сухих цифр и технических деталей. Туманными остаются стартовая линейка, подробности обновлённого геймпада, улучшения второй версии шлема виртуальной реальности PlayStation VR и многое, многое другое. У редмондцев всё предельно просто: ставка делается на грубую мощность, без всяких ухищрений и изысков. Берём самые дорогие компоненты и технологии из существующих, покупаем студии пачками, готовимся отыграться за раздавленный японцами Xbox One в предыдущем поколении. Microsoft действительно может это себе позволить, учитывая, сколько у корпорации свободных средств. Sony же такими деньгами не обладает, поэтому японской компании приходится идти на различные ухищрения и подходить к выпуску PS5 более взвешенно и вдумчиво.

Из-за отменённой вследствие пандемии коронавируса конференции для разрабочтиков видеоигр GDC 2020, Марк Сёрни выступил со своим докладом в режиме онлайн и рассказал о том, как Sony за последние годы пересмотрела принципы устройства своих игровых консолях. Японская компания учла все даже самые незначительные нюансы и позаботилась о том, чтобы геймеры вообще не задумывались о скоростях загрузки данных в оперативную память, подгрузках уровней в процессе прохождения, установке патчей и так далее. Это на самом деле очень важно. И те, кому выступление Сёрни показалось скучным (его баюкающе-мурчащий голос действительно может усыпить на раз-два) — многое могли упустить из виду. Постараюсь расставить все точки над «ё» и пролить свет на ключевые моменты в устройстве новой консоли, попутно сравнивая её с разработкой конкурента в лице Microsoft.

CPU и GPU

У обеих консолей системой на чипе является решение от AMD с архитектурой Zen 2 и 7-нанометровым технологическим процессом. В обоих случаях — это 8 вычислительных ядер. У Xbox Series X заявлена залоченная частота ядер 3,8 ГГц либо 3,66 ГГц при включенной аппаратной многопоточности. У PS5 это переменная частота вплоть до максимума 3,5 ГГц. Правда, Sony про многопоточность на стриме не уточнили: с включенной или с выключенной они обнародовали цифры. Скорее всего, это частота уже с включенной многопоточностью, ведь процессоры из одного семейства. Если это так, то разница между CPU консолей составляет всего 0,16 ГГц, что будет практически незаметно конечному потребителю.

Пара слов о графическом процессоре GPU. И здесь снова у нас решения от AMD. GPU новых приставок основываются на архитектуре RDNA 2 с аппаратной поддержкой трассировки лучей. У Xbox Series X — это 52 ядра, работающие на частоте 1,825 ГГц, а у PS5 — это 36 ядер, работающие на частоте 2,23 ГГц. Пиковая производительность у Xbox равна 12,1 терафлопс (количество операций с плавающей точкой), а у PS5 — 10,3 терафлопс. Опять же, у Сони частота работы GPU плавающая и зависит от того, насколько загружена система. На первый взгляд, Xbox Series X здесь выглядит выигрышнее PS5.

Говоря о переменной частоте CPU и GPU, в приставке Сони будет работать новая технология AMD SmartShift, которая при простое, например, процессора, будет отдавать его мощность в поддержку GPU и наоборот, поддерживать центральный процессор силами GPU. Технический эксперт нашего сайта Дмитрий Лукьянов утверждает, что залоченность частот CPU и GPU Microsoft может сыграть с американской консолью злую шутку. Например, если в игре потребуется меньшее количество графических спецэффектов, но больше вычислений, связанных с искусственным интеллектом и другими сложными вычислениями, Xbox Series X не сможет перебросить их на GPU, и наоборот. Кроме того, постоянная работа на максимальных частотах вряд ли положительно скажется на потреблении электроэнергии и перегреве, хоть у консоли Microsoft и достаточно мощная система охлаждения. А если процессор перегреется, работать на полной мощности он не сможет. Как бы не пришлось столкнуться с проблемой «красных огней ver. 2.0», как это было с Xbox 360.

SSD-накопители

Все ругались, что Сёрни долго и скучно рассказывал про SSD-накопитель. А вот зря ругались. В этой части его выступления как раз звучала критически важная информация, способная совершить революцию в игровой индустрии и консольном железе. Обе консоли будут оснащены SSD и это просто замечательно, что индустрия отходит от медленных жёстких дисков. Но японцы подошли к вопросу более творчески.

Sony спроектировала и создала кастомный контроллер флэш-памяти для SSD, который обеспечит крайне нестандартный 12-канальный интерфейс обмена данными. У нового Xbox тоже есть якобы новый интерфейс обмена данными Xbox Velocity, но, судя по заявленной скорости его работы — в сравнении с решением от Sony редмондцы особо не заморачивались и взяли готовое решение на рынке. Сейчас я поясню, что это значит на примерах с наглядными циферками.

SSD в PlayStation 5 обеспечивает скорость до 5,5 ГБ/с (при этом сони отмечает, что ниже 5 ГБ/с эта скорость вообще падать не будет!). Для сравнения, у PS4 скорость работы HDD равнялась 50 МБ/с у внутреннего края диска, и 100 MB/с у внешнего края (в случае с HDD всё зависит от того, где именно на магнитном диске записаны данные). Незамысловатые подсчёты говорят о том, что SSD PS5 будет работать минимум в 100 раз быстрее, чем жёсткий диск PS4. Если PlayStation 4 загружает 1 ГБ информации в оперативную память за 20 секунд, то PS5 будет загружать 2 ГБ за 0,27 секунды. Скорость поиска данных на PS4 была равна 2–50 миллисекундам. В случае с PS5 это будет происходить в реальном времени. Никаких задержек. И да, я сейчас прям дословно цитирую выступление Марка Сёрни. Так что информация вполне себе официальная.

Что же касается Xbox Series X — её SSD работает на скорости 2,4 ГБ/с, что более чем в два раза меньше, чем у Sony. И здесь очень важно отметить, что я говорил цифры при условии, что мы передаём несжатые данные. При сжатии данных у Xbox Series X обмен данными будет происходить на скорости до 4,8 ГБ/с, а у PlayStation 5 показатель вообще достигнет фантастических показателей в 8–9 ГБ/с. Это, прямо скажем, нереально круто, когда речь заходит об играх с огромными открытыми мирами. Плюс ко всему Сони разработала принципиально новый контроллер DMA для прямой подачи информации с SSD в оперативную память в обход центрального процессора (это позволит сильно сэкономить ресурс CPU), а также использовала самый крутой на сегодняшний день формат компрессии и декомпрессии данных под названием Kraken компании Rad Game Tools (у Microsoft используются менее продвинутые технологии).

Объём SSD у Xbox — стандартный 1 терабайт, а вот у ПС5 объём выбивается из общепринятых норм и равен 825 ГБ, что объясняется особенностями работы новой технологии передачи данных. Расширять память Xbox Series X можно будет специальными картами данных от Seagate по 1 ТБ, а у PS5 — SSD-накопителями формата NVMe с поддержкой PCIe 4.0, сертифицированными японским производителем.

Оперативная память

В обеих консолей установлено по 16 ГБ оперативной памяти 6-го поколения, которая ранее использовалась только в графических картах. Здесь, если смотреть на цифры, Xbox Series X вроде в сухую уделывает PlayStation 5. Так как у Microsoft память снабжена 320-битной шиной против 256-битной у Sony, плюс работает на чуть более высокой частоте — 560 ГБ/секунду против 448 ГБ/с.

Однако, если присмотреться, становится понятно, что не всё там так гладко. У Xbox Series X память разделена на два пула: первый пул 10 ГБ отведён под игры, а второй пул в 6 ГБ выделен на работу операционной системы Windows 10 и всяких служебных хреней, вроде быстрого переключения между играми. Так вот, как раз эти 6 ГБ работают на скорости всего 336 ГБ/с. А у PS5 частота одна для всех 16 ГБ, и гигабайты эти доступны как для служебных нужд, так и для игр. Microsoft же предоставит разработчикам лишь 10 ГБ. И крутитесь, как хотите. Больше не дадим.

Не забываем также, что память эта будет набиваться информацией с SSD-накопителя. Опять же, может статься так, что большая пропускная способность памяти Xbox Series X останется просто не у дел, потому что SSD-диск Microsoft не обеспечит такой скорости. Файлы подкачки же не прекратят существовать, даже несмотря на дичайшие скорости нового железа. Так что Sony вполне может выиграть за счёт более гибких решений с передачей данных.  

Обратная совместимость

Здесь Microsoft уделывает Сони по полной и с этим глупо спорить. Sony только сейчас начала суетиться и пытается внедрить «обратку» хотя бы с играми PS4. На старте PlayStation 5 будет запускать «практически все из 4000 игр PS4», инженеры Sony протестировали более сотни основных хитов предыдущей консоли на новой и убедились, что проблем за редкими исключениями нет.

А у Майков обратная совместимость распространяется на все три предыдущие поколения консолей: Xbox, Xbox 360 и Xbox One. Правда, честности ради, стоит сказать, что там каждая игра требует от инженеров определённых усилий и вложения бабла. И доступны по обратной совместимости далеко не все игры из старой библиотеки (снова порция маркетинг буллшита). Например, в случае с библиотекой Xbox 360 на новых консолях доступны несколько сотен хитов, а не несколько тысяч вышедших игр. Однако усилия MS стоит всячески похвалить. Надеюсь, что Sony однажды тоже сделает нечто подобное. На данный же момент пальма первенства в плане обратной совместимости за Series X.

Звук

Xbox Series X и PlayStation 5 будут использовать технологию трассировки лучей для лучшего обсчёта звука. Но здесь стоит упомянуть одно очень важное преимущество японской консоли. Инженеры Sony создали технологию Tempest 3D, которая учитывает особенность звукового восприятия каждого игрока, форму и строение его ушных раковин, благодаря чему объёмный звук можно будет слышать даже из обычных стереодинамиков телевизора.

Говоря же о нормальных стереогарнитурах — можно достичь вообще охренительного звука, который вас окутает со всех сторон. Звук в новой консоли Sony будет обрабатываться отдельным мощным процессором, который представляет собой модифицированный GPU от AMD (по мощности он сопоставим с центральным процессором Jaguar, установленным в PS4). Это позволит дополнительно разгрузить центральный процессор PS5 и пустить освободившиеся ресурсы в полезное русло. Отдельного чипа для обработки звука в Xbox Series X не будет. Если верить композиторам и звукорежиссёрам, которым уже удалось поработать с новым звуком на PS5, нас ждёт настоящая революция в игровом звуке. Не меньше!

По словам Марка Сёрни, игрок сможет слышать и определять для себя место падения каждой капли дождя вокруг себя в видеоигре. Можно будет слышать не только отражение звуковых волн от окружающих поверхностей, но также понимать, из какого материала эти поверхности сделаны. Изначально на PS5 будут доступны несколько настроек этой звуковой системы под разные формы ушей и разные устройства вывода. В будущем же Sony планирует задействовать нейронную сеть, чтобы даже по фотографиям вашего уха она смогла настроить консоль под индивидуальное восприятие звука человеком. Это на мой взгляд очень круто, потому что звуком никто из крупных разработчиков видеоигр и производителей консолей толком не занимался уже много лет.

Обратная связь

Microsoft практически не внесла изменений в свой новый контроллер. Чуть-чуть изменились материалы, на курки нанесена объёмная текстура для лучшего сцепления с пальцами игроков, крестовина стала гибридной (одновременно монолитной и раздельной). Даже отсек батареек никуда не исчез. Батареек в 2020 году, господа! Sony же полностью переработала DualShock. Курки теперь будут сопротивляться вашим пальцам в зависимости от того, что вы делаете в игре. Например, если вы натягиваете тетиву лука, курок будет нажиматься всё более туго, чем дальше вы оттягиваете тетиву. Это позволит передавать ещё больше эмоций от происходящего на экране в направлении игрока.

Изменениям подверглась и система вибрации. Отныне — никаких моторчиков с грузиками. Только крошечные линейные актуаторы, способные передавать мельчайшие тактильные текстуры. По имеющейся на сегодняшний день информации, игрок будет чувствовать, как его персонаж идёт по полю с высокой травой: когда травинки задевают его тело, пальцы будут ощущать это через тончайшие вибрации. То же самое можно сказать и про погружение в воду, удары, а также другие игровые события. Тактильность в DualShock 5 перейдёт на следующий качественный уровень. А ведь там не было никаких изменений аж с выхода самого первого DualShock.

Цена

Самая страшная часть этого материала. Учитывая, какое мощное и продвинутое железо используется в обеих консолях, страшно себе представить, сколько они будут стоить на старте. Наша редакция делает ставку на 499 долларов. Не исключён даже сценарий с 599 долларами. Но это прям сильно ударит по потребителям. Как показывает практика, люди покупают ту консоль, которая дешевле. И только прожжённые фанаты берут дорогую версию.

Подумайте сами: сегодня SSD NVMe-формата стоит в среднем от 170 до 200 долларов за 1 ТБ. А это уже, на секундочку, половина от стоимости PS4 в момент её релиза. Добавьте сюда мощную систему на чипе, оперативную память, охлаждение, корпус, вспомогательные чипы (звуковой в PS5, например). Да, Microsoft может себе позволить продавать приставки ниже себестоимости, чтобы подложить Sony свинью. Но пойдёт ли жадная корпорация на такой шаг? Мы узнаем уже очень скоро.

Что же в итоге

Разработчики очень тепло отзываются о новой консоли Sony, в то же самое время о новом Xbox почему-то никто особо ничего не говорит. Даже скандально известный журналист издания Kotaku Джейсон Шрайер сначала раскритиковал техническую презентацию PlayStation 5, а потом признался, что многие разработчики (не из внутренних студий Sony, а вообще) говорят, что эта консоль станет настоящей революцией в игровой индустрии. И разработчиков можно понять. Марк Сёрни очень большое внимание уделил тому, насколько удобно им будет работать с новым железом.

Процесс создания, оптимизации, тестирования игр на PS5 будут значительно быстрее, чем на какой-либо из предыдущих приставок Сони. Изящные решения в архитектуре железа, возможно, сейчас и не кажутся какими-то преимуществами перед Xbox Series X. Но, если верить тем же разработчикам, они дадут всем просраться с выходом первых крутых игр. Да и в мультиплатформе вряд ли Sony сильно отстанет от конкурента, если вообще не обойдёт его в итоге.

Вот и думай теперь, что же круче: американская грубая сила и миллиарды денег Microsoft или же японское спокойствие и гибкость, проверенные временем игровые серии и стремление к экспериментам, а не тупому наращиванию производительности. Xbox One X стал самой мощной консолью предыдущего поколения — и что? Это ему сильно помогло в итоге? PS4 Pro значительно слабее Xbox One X — это ж не мешает Плойке продаваться миллионами, пока Майкрософт стыдливо скрывают количество продаж своих приставок.

Теперь мы снова слышим громогласное: «САМАЯ МОЩНАЯ КОНСОЛЬ В ИСТОРИИ!». Ну так и что же? Какой лично мне или другим геймерам прок от этой мощи, если не будет игр, которые эту самую мощь продемонстрируют? В итоге всё решат качественные интересные игры. И Microsoft сейчас как никогда нужны очень крутые эксклюзивы (которых, судя по всему, пока не предвидится), чтобы заставить игроков задуматься о приобретении их следующей консоль.

Американцы пачками скупают студии. Однако все их игры выходят не только на PC, но ещё и на предыдущей приставке — Xbox One. Сони же в этом плане очень осторожничает. На PC выходят лишь избранные хиты вроде отживших своё Horizon Zero Dawn и Heavy Rain, которые должны привлечь новую аудиторию к платформе Sony. Японцы сейчас должны мощно ударить из всех своих орудий по некстгену. И лично я в этот знаковый момент хочу являться счастливым обладателем PS5. В эксклюзивы Xbox Series X можно и на PC поиграть. Благо, что такая возможность у меня уже есть.

Если вас заинтересовала эта тема, можете посмотреть наш стрим-подкаст, в ходе которого сотрудники редакции «Пей. Играй. Люби» рассуждают на тему следующего поколения консолей. И пишите нам побольше комментариев. Мы с радостью вступим с вами в дискуссию по этим животрепещущим вопросам!

Автор

4 comments
  1. Kaper
    Kaper
    25.03.2020 at 17:59

    технически Sony опять пытаются придумать оч специфичную архитектуру, которая должна всё перевернуть.
    но встанет вопрос к разработчикам, а будут ли игры которые всем этим будут пользоваться.
    или мы увидим массу кросс-платформенного, в котором у японцев будут всё не так гладко (вспоминаю ps3), а эксклюзивы будут крайне нишевыми, да и выходили они совсем не сразу с консолью.
    да, упор в представлении на разработчиков не просто так, и будем надеяться на интересное. одна модернизация джоев чего стоит конечно.

    я вот еще бы от Нинтендо посмотрел на их новое слово.
    которое, думаю, как раз выйдет тогда, когда на ps5 начнут только выходить игры раскрывающие эти самые нюансы звука и архитектуры в целом.

    • Сергей Грэй
      Сергей Грэй • Автор •
      26.03.2020 at 00:01

      Архитектура как раз очень простая. И все фичи, которые я перечислил в тексте, будут работать без выебонов со стороны программистов. Просто будут работать и всё. :) Так что не надо ля-ля. Тут, ребята, видите, какая фича: если никто не двинет с места 3D-звук, тактильную отдачу или производительность SSD-накопителя — то нихуя и не случится. Сони чот шевелятся. Майкрософт шевелятся только вместе с развитием процессоров. Ну давайте будем честны: они революции не придумывают особо. Облачный стриминг был у Сони задолго до них :) Но они это показывают, как иноваторы.

Оставить комментарий