Обзор фильма «Король»

Во времени не столь отдаленном, произвёл я окунание в кинофильм, под незамысловатым названием — «Король». В английской истории продемонстрированные там события имеют национальное значение, сопоставимое если не с нашим Ледовым побоищем, то с Куликовской битвой — уж точно. Фильм с намёком на туда-сюда историчность, в декорациях, и каких-никаких костюмах. Уж и сам не знаю чем, но меня он таки заинтересовал.

Ничего особого не ожидая, и, более того, с рожей печальной и циничной, занёс я уже пальчик над кнопкой «х2», как вдруг пришло осознание того, что всё идёт очень даже недурственно. И вот фильм закончился, а интерес к теме только возрастал. Пришлось гуглить/яндексить и вообще — поднимать информационную волну. Материалов оказалась прорва. Один Шекспир накропал гусиными перьями про Генрихов IV-го и V-го столько, что рука сканировать устанет.

Но, ближе к телу. Начало XV-го века. Англия. Под правлением Генриха IV Плантагенета страна грустит, развлекаясь распрями, междоусобицами, предательствами, предательствами предательств и всяким подобным кручением барабана «Поля чудес». Помимо всего, идёт вялотекущая, а местами остро-брызжущая «Столетняя война». Для тех, кто «не-не» — поясню. Это были такие времена, когда на английском престоле воцарились французские короли Платагенеты (к коим Генрихи и принадлежали).

На секундочку, если что, уровень засилья лягушачьей культуры был таким, что даже коронование английских королей проходило на французском языке. В какой-то момент Плантагенетам пришла чисто французская мысль — а нешто Франция нам не подданная родина? Ну, мужик — не баба, сказал — сделал. И вот, промеж Англией и Францией вспыхнула столетняя родственная дружба, во время которой туда-сюда ползали бронетанковые экскурсии, нанося друг другу добро и причиняя счастье в международных масштабах.

Фильм начинается с описания самой яркой фигуры английского фольклора — победоносного Генриха V-го, умершего от дизентерии. Впрочем, это уже совсем другая история. Итак, старший сын короля Генриха IV-го, наследник, будущий Генрих V-й имеет пацифистские взгляды, зачатки алкоголизма и качественный молодецкий стояк, коему он скучать не дает от слова «совсем», ныряя во всё, что движется.

Всё что не движется — он сначала двигает, а потом туда ныряет. Собственно, в английском понимании, он так и остался примером для подражания, королём-победителем всего, чего только вообще можно. Французы же в своих хрониках, наоборот, считают его человеком «фу-фу-фу таким быть» и, извините, срать рядом бы не сели, особенно, если у деревеньки Азенкур. Но, чу, об этом позже.

Своего царственного папу будущий Генрих V не любил до коликов, и при каждом удачном случае утверждал, что ежели бы что, то люто передружил бы всю страну по щелчку пальцев, а не то что папа, который одних вешает, других воюет, чтобы, опять же ж, немного подвесить. Папа, в свою очередь, царственно обижаясь и потея от лютой болезни (Проказы — по некоторым источникам), мамой клялся, что отдаст корону младшему сыну, а старшему передаст лишь флюорографию члена в рамочке на долгую память. И вот однажды, папа отправляет младшенького воевать с непокорными зулусами. В английском понимании — ими всегда были, есть и остаются непокорные ирландцы. Кому только ирландцы не покорялись, но, всегда оставались непокорными.

И вот, младшенький принц (его играет мордатенький последний сын королевы Серсеи из «Игры престолов»), имея приказ победить, в чешуе, как жар горя, взглядом пылким и тупым, спешит на победоносную войну. И всё бы было хорошо, не протрезвей в этот момент старший принц Генрик, вынырнувший из бабы. Узнав, что батяня отправил на убой его брата (особо не изуродованного интеллектом), он шустро всунул своё похмельное туловище в рыцарский доспех и догнал, таки, войско брата на поле грядущей брани.

Тут, по сценарию, идёт пацифистский бред про бесценность жизни в массе своей, святость ипотеки, перевод старушек на светофорах между кабаками и прочая лютая ересь, не имеющая к средним векам никакого отношения. Одним словом, сралли на ралли, старший Генрик, плюнув в младшенького, идет к супротивнику с пафосным и принципиальным предложением (здесь «принципиальным» — от слова «принц»): «ну чо, PvP или зассал?». Главный непокорный ирландец если и зассал, то, в латах виду не показал, и процесс нарезания резьбовых соединений в отдельно взятом человеке — стартовал.

Я не знаю, как это произошло технически, но тощий 50-килограммовый Генрик, с похмелья, бренча пустыми яйцами где-то внутри консервной банки, чисто по-пацифистски приморил-таки коренастого непокорного ирландца. Впрочем, сей момент не есть исторически был. Вернее, был, но не так. И уж точно не тогда. В молодости Генрик вообще был командирован в заложники счастья к непокорным ирландцам. Раньше такое часто практиковалось промеж королевских семей. Отделаться тупо ксерокопией паспорта, росписью и поручительством ничего не подозревающего родственника — мало кому удавалось в достижении мира.

Впрочем, опуская всё лишнее, давайте перейдем к цимесу. Генрик возвращается домой полным побеждуном. Его младший братец, не признавая итоги братского PvP-матча и пытаясь нарастить скилл — таки пускается в атаку, и, потеряв войско и себя, покоряется непокорным ирландцам. В это время король Генрик IV скоропостижно, но размеренно откисает. Вариантов нет. Следующий по анализам — Генрик V-й, коему требуется всунуть голову в золотой чугунок под завывания «же ву при па сижур». И вот тут мы подходим к очень интересной идее, ради которой весь этот фильм и наворотили — «Власть и адекватный человек».

Молодого Генриха коронуют (причем, впервые служба происходила на английском языке). И в одночастье весь «бетонный политикЪ» всея раскоряченной Англии падает на его плантагенетную голову. Можно лишь весьма опосредованно судить, каким был Генрих V-й. Но, судя по всему, это был едва ли не самый адекватный из всех английских королей. То есть, человек изначально всё знавший о власти, но не стремившийся к ней. А это говорит лишь об одном — у него был вполне себе работоспособный мозг. Я сильно-сильно не историк, но, в памяти всплывает лишь один случай правильного отношения к власти — выбор царя Соломона. Напомню, на вопрос бога «чего ты хочешь?», Соломон ответил — «мудрости, чтобы править».

Так вот, в фильме очень хорошо показан процесс давления царственного ярма на обычные человеческие плечи. Неразрешимый клубок заговоров, войн, хитрых советников, патовых идиотских ситуаций, принятие непопулярных кровавых решений, безвыходность выбора и всё этому сопутствующее.

В конце концов, молодого короля где-то обмишурили, где-то наегорили, и ситуация сложилась так, что дабы не пасть царственным лицом, пришлось идти воевать забытую французскую родину.

Совершив морскую прогулку, Генрик V и ансамбль единомышленников высадился во Франции. По дороге, как говорится, концерты давали с большим успехом. В общем-то, до определенного момента отдых во Франции, можно сказать, задался.

Наконец, французы что-то почуяли и в основном — неладное. Собрали войско и отправили навстречу своему отдалённому родственнику таки родственника. Французского принца — пафосного осла, но зато с большой армией.

В этом месте я был приятно удивлен забавным камео Роберта Паттинсона. Роль циничного безмозглого французского принца в битве при Азенкуре ему очень удалась. Смотришь с улыбкой и думаешь — вот ведь сволочь, чего вытворяет. Хорошо сыграл, ярко. Исторически, правда, на тот момент он был вдвое старше, но, тю, кому это интересно?

Апогей фильма приходится на битву при Азенкуре. Это мелкая французская деревушка, где англичане, увидев на холме сильно превосходящую их французскую армию, сначала подумали о вечном, пустив шептуна, а потом сосредоточились.

Молодой Генрик принимает рискованное и судьбоносное решение — принять лягушатников, спускающихся с холма, самим стоя по колено в жиже после дождя, да ещё и без доспехов, для лучшей манёвренности. План был, мягко говоря, рискованный, если не сказать самоубийственный, но он сработал, о чем британцы сложили потом много легенд. Впрочем, если бы не сработал — легенды сложили бы французы.

Сама грязевая битва, надо сказать, снята очень незадорого. Здесь нет каких-то безумных пролётов оператора над холмами и армиями. Нет трёхкилометровых конных атак по фронту. Всё предельно скученно и конкретно. Зато есть стандартная ободряющая речь в стиле «мы сделаем это».

Когда уже оппоненты начинают друг друга волтузить, то кое-где видны огрехи хореографии, где-то недостаток массовки, но то, что некоторые кадры просто один в один повторяют «битву бастардов» — это однозначно забавно.

Режиссерский ли это минус — не буду сказать. Увы, но все велосипеды уже придуманы. В общем и целом, постановка фильма и картинка — выглядят вполне достойно. Например, не так давно смотрел «Уловку 22» этого же Дэвида Мишо — вот там точно было больше вопросов, чем ответов. Впрочем, творческий рост режиссера тут виден невооруженным взглядом, и это хорошо.

Исполнитель главной роли — американец Тимоти Шаламе («Интерстеллар», роль третьего плана) — великолепен. Если не брать в расчет пацифистский бред в начале фильма и мои сомнения, что он вообще может кого-либо физиологически осеменить, то отработал он шикарно, вопросов нет. А если и есть, то это вопросы к сценаристам. Ладно хоть не негр, не альтернативный, а то и не всё одновременно…

Есть о чем подумать и в плане времени выхода фильма. На фоне всяких «Брекситов» и угрожающе раскачивающейся финансовой британской пирамиды, лишнее напоминание о светлом добре, что придёт и отхреначит злому злу голову по самое небалуйся — для британцев весьма желанно. Не думайте, что я утрирую, или хочу зафиналить в стиле «Международной панорамы» 1982-го года. Просто весь последний акт фильма этому и посвящен. Там буквально три последних минуты втирают компот из «Вставай, страна огромная» и «Ребята, давайте жить дружно, ибо таблетки «Озверина» всегда при мне».

Суммирую. При всех неровностях сюжета, кое-где идиотских диалогах из школьных британских буклетов про толерантность и весьма скромном бюджете — это просто отличная, качественная камерная постановка. Удовольствие получено. Рука не дрогнет поставить 8 баллов из 10. К просмотру — советую.

Автор

1 comment
  1. Сергей Грэй
    Сергей Грэй
    14.11.2019 at 12:54

    Отличный обзор, Александр :) Получил порцию замечательных эмоций. Фильм, к слову, мне очень понравился. Netflix продолжает радовать нас крепкими постановками и экспериментирует в самых разных жанрах и направлениях. Как я уже говорил — в интересное время мы живём: компании вроде Amazon, Disney, Apple и HBO тоже движутся в эту сторону и создают уникальный контент для зрителей :) И от этого мы, зрители, только выигрываем.

Оставить комментарий