Обзор фильма «Доктор Сон»

К творчеству Стивена Кинга я отношусь с трепетом с детства. Пока большинство сверстников зачитывались «Поттерианой», под моей подушкой всегда лежали произведения великого мастера мистики и ужаса. Меня всегда поражала глубина его персонажей, читателя натурально заставляют проживать их жизни. Внутренний мир Энди Дюфрейна из «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка», Пола Эджкомба из «Зелёная миля» и Джека Торренса из «Сияние» — это просто восторг. Кстати, о последнем. Кинг часто списывал персонажей с себя, но, как он сам отмечал, неосознанно. Поэтому нередко главными героями становились писатели с тяжёлой судьбой и глубоким внутренним конфликтом. В образе Джека Торренса Кинг подсознательно описывал свой алкоголизм, а проза и чудовища автора – это единственный доступный способ сублимировать желание сорваться на свою семью. «Я написал „Сияние“, не осознавая, что пишу о себе. Самоанализ никогда не был моей сильной стороной».

Роман стал первым бестселлером Кинга, который способствовал получению статуса одного из самых узнаваемых американских авторов и укрепил его репутацию мастера жанра. Экранизация не заставила себя долго ждать, и спустя три года с момента публикации вышел фильм Стэнли Кубрика с одноимённым названием «Сияние». К негодованию автора оригинала, режиссёр сместил фокус повествования с мистических сверхчеловеческих способностей «сияющих» людей в сторону пугающих и жутких сцен. Кубрик решил отбросить демонический облик отеля, что крайне не понравилось писателю. Кинг считал, что вместо воплощения зла на экране происходит «трагедия со сверхъестественными мотивами» и не понимал, почему картина стала культовой — книга получилась пылкой, фильм — холодным, финал романа разворачивался в огне, окончание фильма — во льду. Как бы там ни было, «Сияние» Стэнли Кубрика заслуженно считается одним из самых культовых и страшных фильмов в истории кинематографа. И вот, спустя почти 40 лет, выходит сиквел под названием «Доктор Сон», который так же основан на книге Кинга, из-за чего перед авторами стояла крайне непростая задача — и не посрамить наследие Кубрика, и угодить Кингу. Получилось ли? И да и нет.

Сценарий

Сценарий был переписан режиссёром Майком Флэнеганом за Акивой Голдсманом («Код Да Винчи», «Я, робот», «Игры разума») совместно с автором романа. Дуэту удалось интересно подать главную сюжетную линию и не забыть про фанатов Кубрика. В картине великое множество отсылок к оригинальному фильму, как весьма удачных, вроде постановки кадра в «Кубриковском стиле» или знакомых музыкальных вставок, так и совершенно неуместных, которые не хочется упоминать во избежание спойлеров. Картина всё же упускает множество необязательных, но довольно интересных деталей из книги. И лично я не берусь обвинять режиссёра в неуважении к первоисточнику. Хронометраж фильма и без того получился внушительный – 2 часа 32 минуты. Гораздо важнее то, что в отличие от фильма Кубрика «Доктор сон» акцентирует внимание на «сиянии», как бы парадоксально это не звучало. Мистические способности, которыми наделил Кинг своих героев, раскрываются в полной мере, и что самое главное — это не противоречит ни прошлой экранизации, ни оригинальному роману. В целом, зрителю рассказывают интересную историю о добре и зле, о наставничестве, о дружбе и о внутренней борьбе с самим собой.

Актёрский состав и персонажи

Воплотить на экране даже очень качественный сценарий не получится без талантливых актёров, и, к счастью, здесь у фильма тоже всё отлично. Повзрослевшего Дэнни Торренса играет Юэн Макгрегор, и хоть он довольно сильно отличается от книжного образа, исполнить свою роль ему это ничуть не помешало. Дэнни в фильме — мужчина средних лет, который так и не смог избавиться от последствий психологической травмы, пережитой в отеле «Оверлук». Он заливает воспоминания алкоголем до тех пор, пока не натыкается на добрых и искренних людей, находит новый смысл жизни и применение своей способности «сиять». А вот кто прекрасно перенёс на большой экран книжный образ — так это очаровательная Ребекка Фергюсон в роли главного антагониста Роуз-в-Шляпе, сногсшибательной женщины, за маской красоты которой скрывается жестокое и бессердечное чудовище.

Отдельного упоминания достоин Клифф Кёртис, исполнивший роль Билли Фримена, близкого и единственного друга Дэнна Торренса. Своей манерой игры и мимикой актёр, как по мне, идеально подходит на роль. Хоть персонаж и стоял на 2–3 плане повествования, мне он очень понравился и запомнился. Также в картине присутствуют некоторые персонажи из оригинального фильма, но без смены каста не обошлось. Например, роль шеф-повара отеля «Оверлук» Дика Холлорана, который выступил в роли наставника маленького Дэнни и помог ему обуздать свои способности и страхи, исполнил Карл Ламбли. К счастью, смена актёров не повлияла на впечатления от картины, и у зрителя, давно не пересматривавшего картину Кубрика, не возникает сомнений, какой персонаж перед ним в данную минуту.

Режиссура

За авторством Майка Флэнегана стоит довольно популярный и высоко оценённый критиками телесериал «Призраки дома на холме», так что выдержкой мистического саспенса режиссёр владеет мастерски. Но, как и везде, здесь тоже есть свои огрехи. Флэнегану с помощью некоторых, хорошо реализованных приёмов Кубрика и своих наработок удалось выстроить фабулу ужаса и противостояния людей с экстрасенсорными способностями. Хоть фильм и не настолько страшный, как его преподносили в рекламных роликах, режиссёру удалось создать атмосферу и добавить от себя драматизма и необходимой жестокости, благо рейтинг картины 18+ это позволяет.

По итогу

Несмотря на все достоинства новой экранизации, зритель встретил фильм очень холодно, о чём говорят сборы. При бюджете около 55 миллионов долларов США к концу проката картина собрала лишь 67, что считается провалом. Относительно прошлой работы режиссёра над экранизацией романа «Игра Джеральда» от всё того же Стивена Кинга, «Доктор Сон» собрал лишь немногим больше хвалебных отзывов у критиков. Возможно, причиной провала является столь же скромная, сколь искажающая облик фильма рекламная кампания. Или же зритель не успел простить киноделов за относительно неудачный сиквел «Оно», и экранизации Кинга потеряли доверие этой холодной осенью. В любом случае, очень жаль, что такой качественный фильм не получил должного внимания. Я, в свою очередь, рекомендую его к просмотру всем любителям экранизаций романов великого магистра ужаса и мистики, а также фанатам «Сияния» Кубрика. За уважение и к тем и к другим, фильм получает 8 баллов из 10. Спасибо, что дочитали обзор до конца. Смотрите только хорошее кино. Мяу.

Автор

Оставить комментарий