Обзор фильма «Джокер»: из пепла Феникса возродится DC

Киновселенная DC шла ко дну с самого начала. Выбрав вектор развития Marvel Studios, Warner bros. совершенно не справилась с реализацией. Каждый новый проект студии тонул в котле производственного ада: смена режиссера, постоянные досъёмки, нестабильный Бен Аффлек на одной из ключевых ролей. Но, в случае с Джокером Тодда Филлипса, всё не так однозначно.

Главное, что нужно понимать перед просмотром фильма — совершенно не важно, как вы относитесь к комиксам, их не нужно штудировать или обращаться к предыдущим картинам с участием этого персонажа. Происходящее понятно и так. «Джокер» самостоятелен, «Джокер» — это искусство. Сначала фильм стремительно погружает вас в свою атмосферу, а после вы медленно растворяетесь в глубине его главного героя. В своём обзоре я бы хотел сконцентрировать внимание именно на нём, а вернее — на этапах его перерождения из искренне доброго, но отчаявшегося Артура Флека, в легендарного, сеющего хаос злодея. Разумеется, в обзоре встретятся спойлеры, и я настоятельно рекомендую вернуться к прочтению только после того, как вы ознакомитесь с фильмом.

Артур Флек в исполнении Хоакина Феникса — типичный неудачник, коих тысячи в таком мегаполисе как Готэм, где наверху богатеи наращивают свой капитал, а в глубине тёмных переулков нищета плодит преступников. Артур живёт со своей больной матерью в ужасном многоквартирном доме: облезшая краска на стенах, застревающий лифт и плесень — вот далеко не полный список его конструктивных особенностей. Но квартира семьи Флек довольно уютная, видно, что в ней поддерживают порядок, хоть и не очень старательно.

Главный герой заботится и ухаживает за своей мамой, а она учит его смотреть на мир с улыбкой, пытаться нести в него только хорошее и дарить людям радость. Наверное, именно поэтому Артур мечтает стать комиком, а пока копит материал для своего триумфа, подрабатывает клоуном-аниматором: выступает перед неизлечимо больными детьми в больницах и танцует на улице, завлекая прохожих на сомнительного качества распродажи. Он пытается дарить людям смех, посещает выступления других комиков, делая в своём блокноте пометки, на какие темы можно и нужно шутить, и даже пытается выступать сам.

К сожалению, его юмор непонятен зрителю. Ещё бы, если человека постоянно окружает только ненависть, боль и страх, ожидать от него шуток про ролевые игры с женой или забавные случаи в супермаркете — как минимум глупо. Артур бесконечно одинок. Картину обостряет психическое заболевание (псевдобульбарный синдром) — неконтролируемый жуткий смех, которым он заливается, когда испытывает стресс. Чтобы окружающие понимали его правильно, в такие моменты он протягивает им карточку с описанием своего недуга и извинением.

Непонятый, отвергнутый окружающими человек с тяжелым психическим расстройством просто обречен превратиться в нечто зловещее, и Тодд Филлипс показывает зрителю становление одного из величайших злодеев всех времен через… танец. Именно через танец происходит перерождение главного героя, именно танец помогает Артуру перестать себя сдерживать, через танец он принимает себя. Давайте остановимся на этом подробнее.

Тодд Филлипс неоднократно заявлял, что этот аспект поведения Артура был выбран им совместно с Хоакином Фениксом на раннем этапе написания сценария. По их словам, «в нём течёт музыка, и это проявляется в танцах персонажа», «это всегда была заперто в нём». Режиссёр также заявил, что танец является продуктом развития персонажа, показывающим, как музыка в Артуре пробивала себе путь наружу. Я бы хотел выделить три ключевых, по моему мнению, момента, когда танец является своего рода новой ступенью в превращении главного героя из Артура Флека в Джокера.

Репетиция

После нападения хулиганов «коллега по цеху» дарит Артуру пистолет, чтобы тот смог за себя постоять в следующий раз. Артур принимает подарок, ведь он сильно устал от побоев и издевательств, и даже запрет на хранение оружия в связи с диагнозом, его не останавливает. Вечером Артур остаётся один на один с собой, смотрит телевизор, на столе лежит пистолет. Он берёт его в руки и, начиная медленно танцевать, ведет диалог, будто посторонний человек задаёт ему вопросы. В ходе этого жуткого танца воображаемый собеседник оскорбляет Артура, и он без раздумий стреляет в сторону, где мог бы стоять обидчик.

Артур понимает, что выстрел разбудил мать, резко прибавляет громкости телевизора и на её вопросы отвечает без раздумий, будто заранее заготовленными репликами. Его действия неуклюжи, но у Артура нет паники, он среагировал моментально. Суть этой сцены не в его реакции, а в особенности поведения. Джокер обожает спонтанные выстрелы и взрывы, и эта маленькая деталь, во-первых — перекроит концовку фильма, а во-вторых — пробудит в нём его искреннюю безжалостность, с которой он сможет убить человека, сохраняя абсолютное хладнокровие. В фильме есть сцена, где Артур репетирует свой визит на ток-шоу, вот только заканчивается этот визит иначе. Он решил выбрать другую концовку, ту, в которой каждый получает то, что заслужил.

Освобождение

Сцена в туалете, куда Артур забегает чтобы отдышаться, смыть грим и спрятать орудие убийства трёх сотрудников Wayne Enterprises, как это было прописано в сценарии, становится ключевой в принятии своего внутреннего «Я». Импровизированный танец Хоакина Феникса в симбиозе с камерой в руках режиссера и мелодией скрипки менее чем за минуту демонстрирует зрителю, как Артур Флек понемногу уходит из повествования, и остаётся только Джокер. Его медленные, грациозные движения завораживают, он спокоен, он — освобождён.

Превращение

Артур наносит грим, красит волосы в зеленый цвет в ванной и, смывая излишки краски, начинает танцевать. Этот танец похож на какой-то приступ, движения хаотичные, резкие, напоминающие тряску, будто взошла полная луна и оборотень изгибается от боли в момент обращения,вот только, в отличие от последнего, процесс уже необратим.К Артуру приходят бывшие коллеги поддержать бедолагу в связи со смертью Матери, но дверь им открывает Джокер. С характерной улыбкой и хладнокровием он убивает одного из гостей, повинного в увольнении Артура, и отпускает второго, не переживая, что тот побежит в полицию, ведь это уже не важно. И да, я говорил о трёх моментах с танцем, но в последнем случае разделить их я не могу.

После «превращения» начинает играть песня Rock N’Roll Part 2 британской группы The Glitter Band и наступает кульминация. Джокер выходит из дома Артура и, направляясь на ток-шоу, демонстрирует себя зрителю во всей красе. Стоит отметить великолепную работу костюмеров, так как этот образ, по моему мнению, будет нарасхват в грядущий Хэллоуин — яркий красный костюм, желтый жилет и зеленая рубашка. Мне нечего добавить, аплодисменты. Танец Джокера на лестнице займёт почётное место в списке величайших моментов кинематографа — прекрасная музыка, сигарета в зубах и свобода. Свобода действий, свобода слов, свобода от чужого мнения. Больше не нужно казаться доброжелательным, терпеть побои и унижение. Теперь каждый получит то, что заслужил.

Хоакин Феникс и Тодд Филлипс, как и вся съёмочная команда, проделали восхитительную работу. И я буду искренне рад, если фильм получит все основные награды Киноакадемии в этом году. Свет, звук, музыка, монтаж, работа художников и операторов — всё это заслуживает от меня высшей оценки. Надеюсь, что такое кино с налётом арт-хауса, но ориентированное на массового зрителя, будет выходить чаще, ведь зритель уже продемонстрировал свою заинтересованность в подобных произведениях.

Актеры, сыгравшие Джокера, неоднократно заявляли, что работа по подготовке к роли сопровождалась тяжелой нагрузкой на психику, да и вообще, это была сложнейшая роль в их кинокарьере. Хоакин Феникс не исключение: он похудел более чем на 20 килограмм и фанатично репетировал смех своего персонажа. Охотно верю. А еще верю, что тяжелый труд Феникса был не напрасным и киновселенная DC воспрянет из его пепла. Спасибо, что дочитали мой обзор до конца. Надеюсь, вам было интересно, и вы открыли для себя что-то новое о фильме и персонаже. Смотрите только хорошее кино. Мяу.

Автор

3 comments
  1. GreyFox
    GreyFox
    21.10.2019 at 10:28

    Спасибо за обзор, особенно за пояснение сцены с танцем в туалете. Она одна за весь фильм мне показалась странной и не очень понятной. Только вчера сходил на фильм. Отличное кино, жаль не удалось сходить на сеанс с субтитрами. Концовка мощная, Феникс — молоток. Есть правда некоторые субъективные претензии.
    1) Мало собственно титульного злодея. Заключительные сцены фильма, когда Артур уже в полностью перевоплотился в Джокера, наполнены его безумной энергетикой и драйвом, и хотелось бы, чтобы такого в фильме было побольше.
    2) Не очень понятно, как Артур-Джокер сможет в будущем стать криминальным гением и главным врагом Бэтмена. У него есть фирменное безумие и хаотичная спонтанность но нет стратегических навыков и способности к долгосрочному планированию которыми по идее должен обладать Джокер-суперзлодей. Возможно, если всё-таки снимут сиквел (Феникс, вроде бы уже сказал, что не против вернуться к роли) то эту часть образа раскроют в нём.
    3) Сюжету не хватает оригинальности. По сути это смесь «Таксиста» и «Короля комедии» Скорсезе.
    4) Ну и совсем уже придирка, но меня как-то покоробило, когда Артур выстрелил 8 или 9 раз подряд из шестизарядного револьвера без перезарядки. Какой-то совсем уж дурацкий киноляп, для такого серьёзного фильма.

    • Сергей Грэй
      Сергей Грэй
      21.10.2019 at 11:12

      1) А фильм не про злодея же. Про трансформацию скорее в этого злодея. К слову, я не думаю, что у фильма будет сиквел. Хотя, продюсеры WB, наверное, могут пойти на такое…
      2) Режиссёр картины в одном интервью сказал, что не факт, что именно Артур Флек будет тем самым Джокером, который будет противостоять Бэтмену. Возможно, этим самым Джокером станет некий вдохновлённый Флеком человек.
      3) А где ты в последнее время видел оригинальность в сюжетах кинокомиксов? ))) И, как там говорится: вся музыка неоригинальна. Нот-то всего семь. И все они уже были использованы во всевозможных комбинациях.
      4) Да может быть оставили за кадром перезарядку для сохранения темпа сцены. Чувак там полз последний, вспомни, как медленно. Так что, за кадром могло остаться много чего. Патроны у него, скорее всего, были запасные. Хотя, может быть и ляп. Ну, что ж теперь, это не такой уж и сильный косяк :)

      • GreyFox
        GreyFox
        21.10.2019 at 11:54

        Я понимаю, что про трансформацию :) Просто заключительные сцены фильма, на мой взгляд — лучшие. Мне кажется , что если бы окончательное превращение произошло минут на 20 пораньше, фильм бы от этого только выиграл. Ну и по поводу неоригинальности: вспомнил ещё предыдущий фильм с Фениксом, «Тебя здесь никогда не было». Оттуда в «Джокера» прямо целые куски сюжета перекочевали. Главный герой (Феникс) с психологическими травмами живёт с больной мамой а часть сцен происходят в воображении героя. Вот и получается, что вроде и фильм хороший, и со смыслом, и снят хорошо, и сыгран мастерски, а сценарий как лоскутное одеяло.

Оставить комментарий